Цвет:
Выход
Изображения: Вкл
А
А
А
Аб
Аб
Аб
Times New Roman
Arial
-
Версия для слабовидящих:
Войти
Регистрация
Забыли пароль?
Творческое. Воспитание на героических традициях Отечества

1.     Ведение учителем кружков, секций, факультативов.

 

Внеурочная деятельность – это внеучебное пространство школьников. Эта деятельность в нашей школе носит   основополагающий характер.

Для меня, как для учителя истории, эта работа определяется рядом обстоятельств:

-        во-первых, на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического
процесса в целом;

-        во-вторых, на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, что нет в классе: соборы, памятники и т.д.;

-        в-третьих, практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе.

В ходе внеурочной работы знания, приобретенные учащимися на уроке, углубляются, дополняются новыми фактологическими данными, подтверждаются
практическим видением и действиями.

Внеурочная работа по истории – это  организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, которая осуществляется на
основе добровольного участия и  самостоятельности, направляется
учителем.

Внеурочной работой я занимаюсь с 1978 года, как пришла работать в МОУ СОШ № 38. С 1978 года являюсь руководителем школьной Комнаты Боевой
Славы, которая была открыта в 1975 году.

 

Хочу поделиться своим опытом работы в направлении внеурочной деятельности, которой занимаюсь уже 32 года.

Для организации внеурочной работы по истории можно выделить три правила, которые придадут данному виду деятельности большую динамичность
и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы.

Второе. Внеурочная работа должна носить  исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные
задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам –
историзму, научности, альтернативности и т.д. Вопрос сложный и
реализовать его  на этой основе учащиеся смогут только под управлением
или воздействием учителя.

Третье. Значительная часть  внеурочной работы должна носить коллективный характер.

Составляющие моей внеурочной работы:

  1. Целенаправленное чтение (самостоятельное чтение и усвоение исторических источников, сбор теоретических и вещественных исторических
    материалов для использования в учебном процессе).
  2. Исторические конференции, диспуты, олимпиады, викторины.
  3. Школьные спектакли на историческую тему имеют большую притягательную силу и получили название «театротерапия».
  4. Создание «малых историй» - сбор материала о школе, учителях, ее выпускниках и т.д.
  5. Экскурсии, микроэкспедиции, туристические походы по историческим маршрутам и местам в нашей стране так и за границу..
  6. Создание школьных музеев, комнат боевой и трудовой славы.

 

Закончив в 1978 году исторический факультет СГУ, я в августе приступила к работе в качестве учителя истории и руководителя школьной
комнаты «Боевой Славы» и являюсь руководителем ее по сей день .Своим
опытом делилась с коллегами городского объединения учителей истории, на
конференциях различного уровня (более подробно рассказываю на страницах
газеты «Образование города Сыктывкара № 7, 2006 г.) – вырезка из газеты
прилагается.

С 2003 г. веду кружок «Клуб веселых историков» (для учащихся 5-9 классов). В основе работы клуба лежит использование игровой
деятельности, которая позволяет активизировать способности учащихся. Это
могут быть ролевые и деловые игры, викторины, конкурсы, КВН.

Уже традиционными в школе стали театрализованные игры по истории в 5-х классах: по «Мифам древней Греции», по Олимпийским играм и т.д.

Игровая деятельность является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на
творческо-поисковом уровне, но и преобразует познавательную
деятельность.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Важной задачей
школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора
получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая
игра, которая служит  своеобразной практикой для использования знаний, 
полученных на уроке и во внеурочное время.

И еще одна задача, которую решает «Клуб веселых историков» – это  сочетание в игре эмоциональных и рациональных видов познавательной
деятельности.

Ребятами разработана эмблема «Клуба»  и почетная грамота, которой награждаем победителей конкурсов (эмблема и грамота прилагаются).

С 2007г.в « Клуб» стал заниматься еще одним видом деятельности экскурсионно-туристическим, который также способствует развитию
познавательной деятельности школьников.

В июне 2009г. съездили по «Золотому кольцу России» -Иваново, Ко- строма, Плес, Суздаль, Владимир, Москва.

В марте 2010 совершили поездку со своими учащимися из»Клуба» в Финляндию- Швецию.

В июле 2010 этим же составом съездили в Санкт-Петербург.

В марте 2011г. совершили экскурсию в Польшу-Чехию и привезли богатый исторический материал, сделали фотовыставку.                        
                                                                                                                     
                              2. Направления внеклассной работы по истории.

 

  1. Учебно-исследовательская деятельность учащихся. Изучение историко-культурного наследия родного края.
  2. Творческое направление. Воспитание учащихся на героических традициях Отечества.
  3. Развитие социальной активности учащихся. Социальное проектирование.
  4. Экскурсионно-туристическое (поездки с учащимися по историческим и памятным местам России и других стран)

 

По каждому из направлений используются разнообразные формы работы.

Основные формы работы:

  • Конференции.
  • Конкурсы и турниры.
  • Памятные линейки.
  • Выставки творческих работ.
  • Познавательные игры.
  • Защита проектов.
  • Культурно-исторические поездки.

 

I направление. Научно-исследовательская деятельность.

Это направление является в моей работе очень значимым. Эта деятельность формирует у учащихся навыки исследовательского труда. Это
направление включает в себя:

-        историко-краеведческое воспитание (уроки, лекции, использование материалов РК);

-        участие школьников в городских и республиканских олимпиадах, викторинах, конкурсах, турнирах, конференциях в предметных неделях и
т.д.;

-        развитие туристско-краеведческой деятельности (походы и экскурсии по историческим маршрутам);

-        образовательные экскурсии;

-        посещение краеведческих кружков и т.д.;

-        написание рефератов и защита их ;

-        создание малых историй: летопись школы, альбомы об учителях и т.д.;

-        изучение и обобщение традиций коми народа;

-        акция – «Письма памяти» - составить силами учащихся сборник, включающий воспоминания о войне (бабушек, дедушек, детей-войны).

II направление – творческое. Воспитание на героических традициях нашей Родины .

Задача этого направления – развивать  творческие особенности учащихся, воображение, а также средствами искусства  эмоционально
воспринимать исторические факты. Это направление предусматривает:

-        героико-патриотическое воспитание (через уроки, лекции);

-        пополнение комнаты «Боевой Славы» новыми материалами(ведем переписку с родственниками ветеранов);

-        разработка и проведение лекций, турниров, конкурсов;

-        участие в месячнике по военно-патриотическому воспитанию (февраль). Уроки мужества;

-        поездки-экскурсии в города-герои (Москву, Санкт-Петербург, Брест, тур по «Золотому кольцу» России, в Финляндию, Швецию, Польшу,
Чехию.)

-        встречи с ветеранами (в классах и на дому);

-        организация поздравлений ветеранов;

-        написание учащимися рефератов на тему ВОВ «Мужество и героизм русского народа по защите Отечества»;

-        встречи с участниками локальных войн (Афганистан, Чечня), родителями погибших сыновей;

-        экскурсии в военный гарнизон. Сыктывкара;

-        операции «Память» – поздравления ветеранов;

-        домашнее сочинение на военно-патриотические темы;

-        афганские песни – барды (участники боев);

-        оформление нового стенда «Солдаты России»,в 2008г, посвященный выпускникам нашей школы, участникам локальных войн;

-        акция – «Аллея героев невельцев» - посадка деревьев на аллеях школы, за каждым классом закрепили клумбу или дерево.

 

III направление. Социальное проектирование. Развитие социальной активности учащихся.

Это направление включает следующие формы:

-        разработка и защита социальных проектов на уровне класса, школы и города; (копии грамот за участие в проектах)

-        оформление альбомов, проектов об учителях;

-        День правовых знаний (10 декабря);

-        организация викторин, конкурсов, турниров, игр по истории

-        литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в ВОВ (май, ответственный 10а);

-        подготовка ребят к службе в рядах Вооруженных Силах (участие в военно-полевых сборах, участие в ежегодном конкурсе «России –верные
сыны»;

-        организация встреч  с воинами из сыктывкарского гарнизона;

-        акция – «Талантливые (одаренные) дети нашей школы» - сбор материала и публикация в СМИ (в школьной газете и «Образование
города Сыктывкара»).

 

Это новое направление во внеклассной работе, которое способствует развитию творческих способностей учащихся и обретению ими  социального
опыта. В разработке проектов принимают участие ребята разных классов с 8
до 11 лет. В 2008-2009 году был разработан и реализован проект по теме:
«Общество и  гражданин» был представлен на общегородской конкурс
(награждены грамотой от УО).

В День самоуправления, который обычно проходит в школе в октябре месяце, ученики 9-х - 11-х классов дают уроки с 1 по 11 кл. Учащиеся
самостоятельно готовят конспекты уроков, подбирают необходимый наглядный
материал. Все уроки были проведены с привлечением дополнительного
материала из справочников, Интернета, с игровыми элементами. Учителя
давали необходимые консультации. Все это способствовало развитию у ребят
умений работать с литературой, отбирать нужный материал,  выступать
перед аудиторией. На каждом уроке присутствовали эксперты- учителя,
которые по окончании уроков должны были заполнить  экспертную карту на
каждого новоявленного  учителя по 8 критериям. Подведя итоги, были
сделаны поощрения и награды «юным учителям». Победил в этой борьбе мой
ученик 9а класса Минин Александр, который изумительно провела урок в 6а
классе по теме: «Средневековье и его место в мировом историческом
процессе» по всеобщей истории.

2012 год  для нашей школы будет юбилейным. Школа в сентябре будет отмечать – 40-летие. В преддверии этой даты, мы с Советом Музея хотим
вспомнить еще одну дату – 28 февраля 1997 г. – ровно 15 лет назад нашей
школе за большую работу по военно-патриотическому воспитанию  учащихся,
поисковую и исследовательскую работу по изучению боевого пути 28-й
Невельской дивизии, с целью увековечения памяти уроженцев Республики
Коми, воевавших в рядах дивизии в годы Великой Отечественной Войны было
присвоено имя 28 № Краснознаменной стрелковой Невельской дивизии – уже
тоже юбилей – 15 лет и Совет музея во главе со мной разработали
программу-проект «Патриот», которая была подготовлена для участия в
конкурсе, проводимом Ассоциацией попечительских ответов. Наш проект не 
занял призовое место, но был отмечен дипломом и огромным тортом, так как
презентацию готовили и защищали проект учащиеся из Совета музея.

Одно из основных требований сегодняшнего  времени в образовательно-воспитательном процессе – овладение учащимися ключевыми 
компетентностями, так как это позволит учащимся решать различные
проблемы повседневной жизни.

Для достижения это цели я стараюсь во внеурочной деятельности проводить самые разнообразные мероприятия с привлечением большого
количества учащихся.

 

Результаты участия

во внеурочных школьных  мероприятиях (вечерах, декадах)

Учебный год

Мероприятие

Занятость

учащихся

Ответственные

2007-2008

Лекционная работа в музее школы

300 чел.

Лекторская

 группа 12 чел.

 

Декада истории (по плану школы)

240 чел.

Учитель с орг. комитетом

 

Исторический вечер «Борьба за Олимп»

75 чел.

(5а, б, в)

Учитель и

учащиеся

 

«Театрализованный  урок (вечер)» - «Куликовская битва»

50 чел.

8а класс

 

«Гулаг на территории Коми края» - викторина.

35 чел.

10а, б, в; 11а, б

лекторская

 группа

 

К юбилею Великой  Отечественной Войны  музыкальная композиция «Поклонимся Великим тем годам»

78 чел.

(10-11 кл.)

Совет музея

 

Конкурс на лучшее  стихотворение о войне  (апрель)

48 чел.

(5-11 кл.)

Учитель истории и Совет музея

 

Конкурс рисунков к Дню защитника Отечества (февраль)

48 чел.

Совет музея

 

Викторина «Боевые награды Родины»

300 чел.

(5-8 кл.)

Совет музея

 

Викторина «История Российской Армии»

140 чел.

(9-11 кл.)

Совет музея

2008-2009

декабрь

Турнир знатоков права

40 чел.

лекторская

февраль

Игра «Тяжело в ученье – легко в бою»

180 чел.

(7-8 кл.)

группа

март

Путешествие «По семи чудесам света»

90 чел.

(5 кл.)

Совет музея

апрель

Турнир смекалистых (по истории средних веков)

88 чел.

Клуб «историков»

январь

Школьная олимпиада по истории России

114 чел.

(9-11 кл.)

учителя

апрель

Музыкальная игра. Песни «Священной войны»

114 чел.

(10-11 кл.)

Совет музея

 

 

Игра по станциям (по истории средних веков)

120 чел.

Клуб

март

Защита презентации по теме «Петр I и его эпоха»

20 чел.

(7 кл.)

Учащиеся 7 классов

февраль

Исторический вечер «Диковинки России» (царь-колокол, царь-пушка)

100 чел.

(6-8 кл.)

Клуб

2009-2010

сентябрь-октябрь

Игра «Тайны древнего Египта».

70 чел.

Учитель

 истории и 8в

ноябрь

Неделя правовых знаний (к 10 декабря) (викторина, газета, лекции)

9-11кл.

Совет музея -9а кл.

февраль

Исторический вечер на тему: «Война глазами ребенка»

 

Совет музея

февраль

Устный журнал «Взаимоотношения личности и государства» и «Сопротивление несвободе в СССР» (60-70 г.г.) на примере В.С. Высоцкого
(прилагается презентация)

11а,б кл.

Учитель истории и 11 а, б кл

март

Внеклассное мероприятие «Несколько страниц бытовой культуры Русского  государства» (прилагается разработка)

6-7 кл.

Клуб

март

Познавательная игра «Семь ступеней в прошлое».

6-8 кл.

Клуб»историков»

 

Вывод: на внеклассных мероприятиях по предмету учащиеся учатся добывать знания, используя различные источники
информации, получать навыки культурно-досуговой деятельности. Учащиеся с
большим удовольствием участвуют во внеурочной деятельности, проявляя:
творчество, смекалку, самостоятельность.

Проведенная рефлексия по итогам каждого года показывает, что процент учащихся, которые с желанием участвуют в творческих мероприятиях
возрастает, а я в свою очередь стараюсь поощрять призами, хорошими
оценками и т.д.

 

Участие в предметных олимпиадах.

Проведение предметных олимпиад позволяет не только выявить учащихся, которые наиболее глубоко знают историю, но и способствуют росту
мастерства самого учителя.

В этом направлении преобладает индивидуальная форма работы- эту работу я бы назвала –РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ, Задача учителя уже в
среднем звене определить группу ребят, которые проявляют наибольший
интерес к предмету и далее их развивать. Это ответственная и кропотливая
работа учителя и ученика с дополнительной литературой, различными
источниками информации.

В школе ежегодно проходит олимпиада по предмету. Победители школьных олимпиад участвуют в городской олимпиаде по  предмету. Школьные
олимпиады по истории и  обществознанию мы проводим в декабре-январе. По
окончании результаты олимпиад фиксируем в газете или оформляем стенд.

Мои ученики уже несколько лет успешно выступают на городских олимпиад(копии грамот прилагаются).

23:16:30, 20-Март-2016
Марина Опаницына
Адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая 74
8 (8212) 31-28-99, 31-25-89
МАОУ СОШ № 38
Все права защищены © 2014-2016
Яндекс.Метрика